Взгляд
19 апреля, четверг  |  Последнее обновление — 18:42  |  vz.ru
Разделы

Почему Украину не хотят подпускать к членству в НАТО

Вадим Самодуров, гендиректор Агентства стратегических коммуникаций
Состояние украинской армии не является условием для выдачи Плана действий в отношении членства, заявил глава комитета НАТО Петр Павел. Заметьте – речь не о вступлении, а лишь о программе консультирования кандидатов. В чем дело? Подробности...

Москвой принята на вооружение концепция «осажденной крепости»

Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
В Армении имеет место новая попытка «бархатной революции». Это в очередной раз актуализировало общественную дискуссию уже в России. Основная претензия к Кремлю очевидна: почему он продолжает ходить по граблям? Подробности...
Обсуждение: 54 комментария

После потери Армении настанет очередь Белоруссии

Армен Асриян, журналист, прозаик, поэт
Когда в Армении начинается буза, в Сети немедленно начинают хором скандировать две дежурные мантры. «Нет, это не Майдан!» – скандирует хор из Армении. «Кому вообще нужна эта Армения! Ну и пусть валят!» – хор из России. Подробности...
Обсуждение: 97 комментариев

    Украина уничтожила в Луганске технику для парада 9 мая

    В ночь на 17 апреля украинские военные обстреляли Луганск. В результате был уничтожен танк времен ВОВ и другая техника, которая должна была принять участие в параде в честь 9 мая. Еще с 30 марта в Донбассе действует так называемое пасхальное перемирие, однако обстрелы в регионе не прекращаются
    Подробности...
    Обсуждение: 5 комментариев

    Названа победительница «Мисс Россия – 2018»

    Титул «Мисс Россия – 2018» получила представительница Чувашской Республики Юлия Полячихина. Девушке 18 лет, она учится на первом курсе факультета журналистики ЧГУ. За победу в конкурсе Юлия получила приз в 3 млн рублей, новый автомобиль и корону из белого золота, бриллиантов, рубинов и сапфиров
    Подробности...

    Сирия отразила нападение США (фото)

    США, Великобритания и Франция провели один из самых массированных ракетных обстрелов Сирии за последние годы. В операции были задействованы корабли и стратегическая авиация. Однако больше половины ракет были уничтожены средствами ПВО еще на подлете
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Американский сенатор назвал удар по Сирии «театральным представлением»

        Главная тема


        Меркель едет в Вашингтон защищать интересы России

        «у нас есть планы»


        Появились данные о намерении Израиля уничтожить С-300 в Сирии

        транзитные возможности


        Предсказан еще один удар России по латвийским портам

        «поделились верой с залесьем»


        Порошенко назвал основание Москвы ошибкой киевских князей

        темпы развития


        Крыму прочат судьбу «русской Калифорнии»

        «катаклизма не произошло»


        Клименко извинился за Роскомнадзор

        «локальный конфликт»


        Британский парламент обсудил вероятность ядерного удара со стороны России

        подводная дуэль


        СМИ: Наносившая удары по Сирии американская АПЛ обманула российскую лодку-охотника

        бывший «Варяг»


        «Дефектный» советский авианосец сыграл для Китая важнейшую роль

        «кому нужна эта Армения!»


        Армен Асриян: Не вами собрано – не вам и разбазаривать. Не можешь помочь – хотя бы не навреди

        концепция «осажденной крепости»


        Ирина Алкснис: Почему Россия вообще должна кого-то уговаривать и в чем-то убеждать?

        Запрет лекарств из США


        Сергей Худиев: У нас очень небольшие возможности наказать США, нанеся им экономический ущерб

        на ваш взгляд


        Популярный актер Данила Козловский вступился за своего коллегу Алексея Серебрякова и назвал его патриотом России. Кто больше патриот своей страны – тот, кто ее чаще критикует, или тот, кто ее чаще хвалит?

        Дроны в России перестали быть игрушками

        То, что для одних игрушка, для других – потенциальный нарушитель или опасное оружие   10 апреля 2018, 11:02
        Фото: Артем Коротаев/ТАСС
        Текст: Алексей Нечаев

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Главный зенитчик России от имени ВКС призвал решить вопрос с бесконтрольной продажей и использованием беспилотников в России. Тем же вопросом озаботились ряд серьезных ведомств, включая ФСО, а отслеживание и отстрел дронов хотят поручить МВД и Росгвардии. Производители настаивают, что речь идет о безобидных «игрушках». Но так ли безопасны беспилотники?

        Минобороны призывает законодательно урегулировать продажу и использование гражданских беспилотников. Об этом накануне заявил начальник зенитных ракетных войск ВКС России генерал-майор Сергей Бабаков. Военный констатировал, что дроны могут представлять угрозу, в первую очередь, в силу своей малозаметности. «Нужно приводить в порядок использование этих предметов, так называемых игрушек. Прежде всего, на законодательном уровне», – цитировало генерал-майора Бабакова агентство «Интерфакс-АВН». К процессу «приведения в порядок» нужно также привлечь МВД и Росгвардию, добавил начальник зенитных ракетных войск ВКС.

        Беспокойство военного руководства можно понять. Эти легкие и компактные аппараты стали восприниматься в качестве серьезной угрозы не в последнюю очередь после атаки боевиков на авиабазу Хмеймим в Сирии. Заметим, что та же проблема волнует не только российских силовиков, но и, например, их американских коллег.

        Средства борьбы против беспилотников есть: в частности, применяются средства РЭБ – радиоэлектронной борьбы, пояснил Бабаков. Но, безусловно, проще отслеживать «оборот» беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) на стадии покупки.

        Нельзя сказать, что продажа и использование беспилотников – «белое пятно» в нашем законодательстве, но эта сфера еще не доведена до ума. Летом позапрошлого года в Воздушный кодекс России были внесены поправки. Теперь по статье 33 кодекса все БПЛА весом от 250 граммов до 30 килограммов (а это и дроны, и квадрокоптеры, и радиоуправляемые авиамодели) должны подлежать учету. Аппарат тяжелее 30 кг уже должен требовать государственной регистрации. Владелец беспилотника массой больше 250 граммов должен получить инструкцию внешнего пилота.

        Но, собственно, порядок учета и использования (собственно запуска) на федеральном уровне пока не разработали. Правила, и иногда довольно жесткие, пока что действуют на уровне отдельных регионов. Так, приказом Минтранса России от марта 2016 года запрещены полеты беспилотников в пределах Московской кольцевой автодороги. Для того чтобы запустить коптер или дрон в Москве, но за пределами МКАД, нужно: подать заявление в столичный Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции, представить туда паспортные данные и контакты, после чего согласовать дату, время и место запуска, а также длительность полета. Непосредственно перед запуском требуется оповестить Московский зональный центр единой системы организации воздушного движения.

        Но на практике все вышеперечисленные требования сплошь и рядом не исполняются. Что не может не беспокоить сразу несколько ведомств. Минтранс, инициировавший поправки в Воздушный кодекс, опасается пролетов беспилотников над аэродромами и через воздушные коридоры, проложенные для пилотируемых летательных аппаратов. В феврале появилась информация, что Минтранс готовит законопроект, который дал бы МВД и Росгвардии полномочия принудительно сажать или даже сбивать дроны, нарушившие правила использования воздушного пространства.

        Силовиков же беспокоит то, что граждане и фирмы могут приобретать беспилотники безо всяких ограничений и контроля. Мнение Минобороны было приведено выше. В январе этого года Федеральная служба охраны (ФСО) обратилась в профильный комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции с просьбой разработать правила продажи и использования беспилотников. Глава этого думского комитета Василий Пискарев в комментарии ТАСС сообщил, что депутаты намерены заняться этим вопросом в течение весенней сессии (то есть до конца июля). «Правовым регулированием приобретения, оборота, эксплуатации беспилотников», скорее всего, займется член комитета по безопасности, экс-директор ФСБ Николай Ковалев. Ограничительные инициативы встречают понимание у многих парламентариев. «Беспилотники надо держать под контролем, иначе они могут быть использованы в том числе для террористических целей... Частным лицам нельзя разрешать их приобретение. Только Минобороны, МВД, МЧС, ГАИ», – заявил в январе «Интерфаксу» депутат Госдумы, военный летчик 1-го класса Николай Антошкин.

        По понятным причинам производители беспилотников не в восторге от таких перспектив.

        «Продажа никак не регулируется, потому что гражданские беспилотники относятся к категории игрушек. Как и в случае с любыми другими потребительскими товарами, их продажа регулируется общим законом «О защите прав потребителей». Я не вижу в этих намерениях никакого смысла по двум причинам», – заявил газете ВЗГЛЯД президент Ассоциации малых беспилотников, директор одной из компаний по производству дронов Олег Понфиленок.

        По его мнению, во-первых, такие ограничения прежде всего ударят по законопослушным гражданам. «Если человек хочет применить это устройство во вред, то есть покуситься на чью-то жизнь, частную собственность, причинить какой-то ущерб – он и так нарушает закон. Что толку ему от этого закона про беспилотники, если он нарушает массу других законов? Поэтому это ерунда, – возмущается Понфиленок. – У нас бомбы, что ли, разрешено продавать? Нет, но террористы, тем не менее, их берут откуда-то. Значит, и беспилотники они из-за границы привезут или на черном рынке купят. Никакие законы для преступников не писаны».

        Во-вторых, подобные меры, ограничивающие продажу, обернутся проблемами для законопослушных граждан, так как создадут для них лишний барьер, полагает собеседник. Продажу нужно не ограничивать, а регулировать, подчеркивает он. «Нужно создать инструмент, который обеспечит для законопослушного индивидуума безопасное использование беспилотника в рамках четких правил. Вот, например, как правила дорожного движения: никто не хочет убивать людей или попадать в аварию, и регулирование более-менее помогает этого избежать. Нужны хорошие правила для полетов, а барьеры для покупки не нужны», – пояснил Понфиленок.

        Производители коптеров считают «нормальными, хорошими» правилами те регламенты полетов, которые разрабатывает Минтранс. Олег Понфиленок, в частности, надеется, что такие правила появятся уже до конца этого года. Но пока их нет, полеты беспилотников «регулируются постольку-поскольку», указывает собеседник. Есть еще ряд законов, которые друг другу противоречат, а многое и не работает по факту, добавил он.

        «В принципе, основной закон – «Федеральные правила использования воздушного пространства» – гласит: для осуществления полета нужно заранее сообщить о нем в Центр управления воздушным движением. Почему никто этого не делает?

        Потому что надо получить бортовой номер, а это сделать может только пилот. Кроме того, ряд регистрационных процедур доступен только юридическим лицам. То есть закон не работает в принципе», – разъяснил Понфиленок. 

        Пожелания производителей БПЛА понятны, так же как и их возражения по поводу «мешающих» ограничений. Но эксперты в области беспилотных систем не считают опасения Минобороны и ФСО беспочвенными.

        «Действительно, малоразмерные аппараты, получившие широкое распространение в мире в целом и в нашей стране в частности, могут потенциально нести угрозы, будучи оснащенными, к примеру, некими взрывными устройствами».

        На это обратил внимание в беседе с газетой ВЗГЛЯД эксперт в области БПЛА Дмитрий Федутинов. По его мнению, подобные технические системы могут быть использованы различными преступными лицами и сообществами, в том числе террористическими. Это обстоятельство обусловливает необходимость выработки контрмер, подчеркивает эксперт.

        В этой связи может быть полезен практический опыт российских военных по противодействию таким БПЛА, в том числе приобретенный ими в Сирии. «Сейчас многие беспилотники доступны в продаже, и государство требует их регистрировать и согласовывать полеты, что часто не выполняется. В перспективе можно ожидать, что для покупки беспилотников потребуется предварительно получать разрешение, связанное с прохождением процедур, аналогичных тем, что существуют при приобретении оружия», – предположил Федутинов.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2017 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost Apple iTunes Google Play
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............