Взгляд
19 февраля, понедельник  |  Последнее обновление — 09:13  |  vz.ru
Разделы

Связь денег и счастья очевидна, но неоднозначна

Антон Крылов, журналист
Пока отечественные депутаты делают важное и нужное дело по сокращению уровня нищеты в стране, экономисты думают, где взять деньги на безусловный доход, психологи выясняют, сколько же денег надо человеку для счастья. Подробности...
Обсуждение: 51 комментарий

Коммунистический тупик

Павел Данилин, политолог
КПРФ давно не девочка. И даже не бабушка. В условиях, когда и Зюганов не молод, речь идет не только о том, кто представит партию на выборах президента, но и о том, кто (пока теоретически)сможет возглавить ее после Зюганова. Подробности...
Обсуждение: 139 комментариев

Родители стремятся кольнуть «церковников», но попадают сами по себе

Петр Тренин-Страусов,
В социальных сетях стали появляться новые герои. Свободолюбивые принципиальные родители начали выкладывать фотографии заявлений против «засилья клерикалов» в школах. Подобные посты не должны сбивать с толку. Подробности...
Обсуждение: 596 комментариев

    В Калужской области на Масленицу спалили «католический храм»

    Блогеров шокировало сожжение «католического храма» в Калужской области. Так выглядел перформанс в парке «Никола-Ленивец» по случаю Масленицы. В РПЦ уже выразили свое возмущение. Актер Максим Галкин задался вопросом, не нарушает ли этот перформанс статью УК о запрете богохульства
    Подробности...
    Обсуждение: 16 комментариев

    В американской школе произошла новая массовая бойня

    Во время стрельбы в средней школе Marjory Stoneman Douglas во Флориде погибли 17 человек. В стрельбе подозревают 19-летнего Николаса Круза. Это бывший ученик школы, которого исключили по «дисциплинарным причинам». Перед тем как начать стрельбу, он включил пожарную тревогу, создав хаос в здании
    Подробности...

    Бразилия восхитила туристов ярким карнавалом

    В Бразилии по традиции за 40 дней до Пасхи прошел фестиваль, который предваряет начало Великого поста. В этом году он проходил с 10 до 13 февраля. Он невероятно популярен среди туристов, которые едут со всего мира, чтобы увидеть праздник музыки, танцев, перьев и ярких эмоций
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Спортсменам позволили носить одежду с символикой России с одним условием

        Главная тема


        Десять разоренных гигантов украинской промышленности

        «очень большая потеря»


        Настоятель храма рассказал подробности вооруженного нападения в Кизляре

        «мы заходим»


        Спецагенты Китая и США подрались из-за ядерного чемоданчика Трампа

        госсекретарь США


        Тиллерсон рассказал о подготовке новых санкций против России

        Губерниев матерится


        Ёмко обрисованы последствия допинг-скандала вокруг Крушельницкого

        «посмеемся после 18-го»


        Телеведущая Арно ответила на слова Собчак про «грудастую суку»

        «спецгруппа по OAR»


        Определена дата принятия решения о российском флаге на Олимпиаде

        «план взятия Донбасса»


        Украина хочет устроить себе новый Иловайск

        информационные войны


        Американский удар в Сирии требовал от России другой реакции

        Добровольцы или наемники?


        Ирина Алкснис: Российскому обществу придется определиться, волнуют ли его потери российских ЧВК

        кастовое общество


        Денис Селезнев: Самое показательное здесь не то, что очередной «герой АТО» убил обывателя

        Бегство капитала


        Андрей Бабицкий: Речь шла о ситуации неслыханной. Капиталы рванули в обратном направлении

        на ваш взгляд


        В США заявляют, что «не допустят возвращения России статуса сверхдержавы». А нужно ли России быть сверхдержавой?

        Гибель майора Филипова заставляет задуматься о качествах самолета Су-25

        Су-39 – машина, которая должна была прийти на смену Су-25, но так и не пришла   9 февраля 2018, 22:45
        Фото: Алексей Михеев/ТАСС
        Текст: Андрей Резчиков,
        Алексей Нечаев

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Штурмовик Су-25, взлетевший более сорока лет назад, стал поистине легендарной машиной, рабочей лошадкой ВВС в целой серии конфликтов по всему миру. Но насколько этот самолет отвечает требованиям современной войны? Вопрос не праздный – ведь в том числе от надежности этой машины зависит успех российских летчиков в Сирии. И их жизнь тоже.

        Героическая гибель российского летчика Романа Филипова рикошетом вызвала дискуссии, насколько его машина – штурмовик Су-25 – отвечает современным требованиям. Может ли быть такое – будь у Филипова еще более современные средства радиоэлектронной борьбы на борту и двигатель помощнее, шансы его машины уцелеть были бы выше?

        Например, китайское издание Sina.com назвало самолеты Су-25 устаревшими, добавив, что Россия по экономическим причинам не смогла модернизировать их до более продвинутого Су-39. Как пишет «Лента.ру», которая перевела материал китайских коллег, доработка прежде всего требуется электронному оборудованию и системам предупреждения о ракетном нападении, что делает их уязвимыми для атак ПЗРК.

        Первый полет Су-25 (летчики называют его «Грачом») действительно состоялся больше сорока лет назад – в феврале 1975 года. Тогда самолет позиционировался как ответ американскому А-10 Warhog, в сравнении с которым наш имел большую тяговооруженность (отношение тяги к весу самолета) и большую максимальную скорость, но гораздо меньшие габариты.

        В войсках Су-25 заслужил репутацию надежной машины и достойно проявил себя во время войны в Афганистане. Еще в 80-е годы была готова программа модернизации Су-25, по итогам которой он бы превращался в Су-39, модель с более современной начинкой. Однако в 90-е годы о программе модернизации по причинам всеобщего развала и отсутствия денег забыли. Когда же в отечественный ОПК вновь пошли средства, основная ставка была сделана на другую модель, Су-34. Это хорошая машина, но несколько другой специализации.

        Правда, в 2001 году в КБ Сухого началась программа модернизации «Грачей» в усовершенствованную версию Су-25СМ. Весной 2002 года обновленный самолет совершил первый вылет. В результате почти в три раза выросла точность боевого применения и навигационных систем.

        Может быть, пришло время вновь модернизировать проверенные и надежные штурмовики?

        Нуждается в модернизации

        Заместитель главного редактора журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко считает, что инцидент в Идлибе прямо не связан с несовершенством «Грача». По его словам, тепловой ракетой можно, например, сбить и самые современные американские F-22 или F-35. В случае самолета Филипова совпало сразу несколько факторов: низкая высота, несомкнутый строй, плюс не были включены тепловые ловушки. «Наша «сушка» очень живучая. То, что произошло в Сирии, – случайность. Машина бронированная и обычно выдерживает попадание такой ракеты», – пояснил эксперт.

        Те, кто сам пилотировал Су-25, знают слабые места машины, но все равно вспоминают ее с уважением.

        «В Чечне, помню, было сложновато пройти через огонь противника. Допустим, надо выйти в определенный район для выполнения задачи. Если облака прижимают, приходится идти на малых высотах. Если ушел за облака, в условиях гористой местности пробивать облачность вниз нельзя, это равносильно самоубийству», – рассказал газете ВЗГЛЯД экс-командующий 4-й воздушной армией ВВС и ПВО генерал-лейтенант Герой России Валерий Горбенко.

        «Иногда боевики знали наши маршруты и встречали заградительным огнем, – продолжил генерал-лейтенант. –

        И ДШК там были, и доставали даже из подствольников нас, стреляя гранатами. Даже приспособили для стрельбы по авиации противолавинные пушки, которые остались с советских времен».

        Машина, по словам генерала, доказала свою живучесть. И все же Дрозденко призывает поскорее модернизировать Су-25 и дальше – прежде всего прицелы и вооружения. Практику такой модернизации подсказывают нам, как ни странно, наши соседи. В Тбилиси со времен СССР сохранился завод, на котором «Грачи» проходили ремонт. В четверг стало известно о том, что собранные на этом «Тбилавиастроителе» модернизированные Су-25 под названием «Дже-31 Бора» Грузия намерена предлагать покупателям в Африке и Азии по 20–25 млн долларов за штуку, утверждая, что подобные машины там очень востребованы. Эти штурмовики оснащаются «новейшей авионикой». Сейчас им подбираются двигатели американского или европейского производства.

        Генерал-майор, ветеран войны в Афганистане и бывший замкомандующего ВВС Прибалтийского военного округа СССР по армейской авиации Александр Цалко тоже считает, что возможности по модернизации Су-25 не исчерпаны. Однако это не значит, что штурмовик можно превратить в неприступную крепость: «Машин, которые вообще невозможно сбить, еще не бывало», – напомнил он газете ВЗГЛЯД.

        Но у генерала есть вопросы по поводу самого инцидента с трагической гибелью майора Филипова. Он напомнил, что Су-25 – машина непосредственной огневой поддержки на поле боя, и она не должна выполнять разведывательные задачи. Между тем, как заявило Минобороны, в момент гибели самолет вел как раз разведку в провинции Идлиб.

        «Я понимаю, если бы Су-25 был сбит при выполнении своей штатной боевой задачи. А в данном случае мне непонятно, почему была возложена такая задача на Су-25», – сказал Цалко газете ВЗГЛЯД. Генерал напомнил, что подобные ошибки допускались военными еще в Афганистане.

        Путь к беспилотникам

        Эксперт Центра анализа, стратегий и технологий («АСТ Центр») Сергей Денисенцев считает: те, кто называет Су-25 устаревшим, часто имеют в виду концепцию применения самолета, а не машину как таковую.

        «Су-25 актуален в конфликтах низкой интенсивности, хотя использование штурмовиков сопряжено с рисками. Штурмовик летает на небольших высотах в зонах возможного огня ПЗРК и зениток. Некоторые специалисты считают подобную концепцию устаревшей и предлагают использовать высотные летательные аппараты с высокоточным оружием, современные многоцелевые истребители-бомбардировщики, – сказал Денисенцев газете ВЗГЛЯД. – А есть точка зрения, что в конфликтах с низкой интенсивностью, как в Сирии, нужно переходить к использованию разведывательно-ударных беспилотников, вроде американского Reaper».

        У американцев, подчеркнул эксперт, для таких целей давно существуют целые беспилотные авиаэскадрильи, которые фактически заменяют полки штурмовиков.

        И все же даже такая перспектива таит в себе некоторые угрозы.

        «Но и беспилотники ошибаются, – говорит Дрозденко. – Были и перехваты, например, в Иране посадили сверхсекретный беспилотник компании Lockheed Martin. Чтобы обезопасить себя от современных средств радиоэлектронной борьбы, американцам приходится передавать компьютеру самолета какие-то права. Через какое-то время это шагнет дальше, и появятся беспилотные вооруженные машины с искусственным интеллектом на борту. Они будут сами решать, кто враг. Меня лично это пугает», – признался эксперт.

        В таких условиях старый добрый Су-25, скорее всего, продолжит свою службу еще не один год.


        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2017 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost Apple iTunes Google Play
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............